Надёжнее Киева

Надёжнее Киева. Сведёт ли «Турецкий поток» украинский транзит к нулю?

Реализация газопровода «Турецкий поток» будет завершена в 2019 году, когда истекает соглашение между Москвой и Киевом о транспортировке российского газа через территорию Украины. Сможет ли «ТП» заменить украинский транзит, рассказывает АиФ.ru.

Турецкий парламент ратифицировал соглашение по газопроводу «Турецкий поток» — 210 депутатов ратификацию поддержали, 7 выступили против, 6 воздержались. Теперь закон должен принять президент республики Реджеп Тайип Эрдоган, после чего соглашение вступит в силу.

Как заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, в обозримом будущем соглашение о строительстве «ТП» должно поступить на подписание в российский парламент. «Давайте не будем торопиться, но я думаю, что в обозримом будущем досье поступит в Госдуму на ратификацию. С нашей стороны ещё остаются некоторые вопросы на правительственном уровне», — заявил Слуцкий ТАСС.

Вылетели в трубу. Сколько потрачено денег на несостоявшиеся газопроекты?

Возвращение Потока

Межправительственное соглашение по «Турецкому потоку» Москва и Анкара подписали в октябре 2016 года. Тогда министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что работы по строительству газопровода начнутся в следующем году, а закончатся — в конце 2019 года. Морской участок первой нитки «ТП» будет строить Россия, сухопутный — Турция.

Вообще говоря, решение по «Турецкому потоку» Москва и Анкара приняли два года назад, когда из-за разногласий с Евросоюзом Россия отказалась от реализации другого трубопровода: «Южного потока», который должен был свести к минимуму транзит газа через территорию Украины. Задача «ТП» заключается в том же: поставлять «голубое топливо» в обход наших западных соседей. Ключевое отличие «Турецкого потока» от его предшественника в том, что в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала Россия, в «ТП» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстояло импортёрам российского газа. Однако и с «Турецким потоком» возникли сложности, правда, не со стороны европейских чиновников, а со стороны турецких властей. В конце прошлого года турецкие военные сбили на границе с Сирией российский самолет, а Эрдоган отказался извиняться за инцидент. В результате отношения Москвы с Анкарой обострились, а реализация «ТП» была законсервирована. Решение о возобновлении работ по газопроводу стороны приняли лишь после того, как летом турецкий лидер принёс свои извинения.

Мимо Украины

«Ратификация „Турецкого Потока“ парламентом страны является технической процедурой. Обязанности сторон и договор о возобновлении работ был подписан министрами энергетики ещё 10 октября, тем не менее это достаточно важный в первую очередь для России момент. Мы говорим о том, что стороны не просто говорят о перспективах, а предпринимают конкретные шаги, направленные на реализацию, пожалуй, самого амбициозного проекта в сфере транспортировки энергоресурсов этой пятилетки», — отмечает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.

Европарламент счел «Северный поток-2» противоречащим интересам ЕС

Для России этот проект очень важен в свете судебного разбирательства с «Нафтогазом Украины» и фактической блокировкой второй ветки «Северного потока» польскими антимопонольщиками. По большому счёту ситуация с транспортировкой газа в ЕС осложнена, а действия Варшавы и Киева создают огромные риски по срыву поставок, в чём не заинтересованы страны Центральной Европы, которые не понаслышке знают, что такое остаться без топлива холодной зимой.

«Нельзя сказать, что строительство трубопровода через Турцию с учётом крайне нестабильных отношений между Москвой и Анкарой в связи с внешнеполитической деятельностью администрации Эрдогана и разногласий по сирийскому вопросу не нёсет в себе рисков, но, если сравнивать с Польшей и Украиной, Турция является куда более надёжным партнёром, поскольку развитие в качестве крупнейшего средиземноморского хаба по перевалке нефти соответствует интересам Анкары в свете обостряющихся отношений с ЕС», — поясняет Антонов.

На сегодняшний день проект предполагает строительство двух ниток трубопровода с пропускной способностью 31,5 млрд кубометров. Объёмы впечатляющие, но реализация «ТП» вряд ли приведёт к полному отказу от украинского транзита: экспорт российского газа через ГТС Украины оценивается более чем в 50 млрд кубометров в год. Тем не менее диверсификация поставок в любом случае выгодна России и позволит снизить риски срыва экспорта энергоресурсов в Европу.

Экс-пресс-секретарь «Нафтогаза»: без «Газпрома» ГТС Украины никому не нужна

«До окончания проекта ещё очень долго: он, если всё будет штатно, будет закончен в декабре 2019 года. Это три очень долгих года, и с текущей интенсивностью мировой политики и изменений в экономике России, произойти может что угодно, я думаю, даже проектировщики „Турецкого Потока“ не заглядывают так далеко. Пока отношения с Турцией наладились и позволяют его строить — нужно строить. Украина наверняка будет лоббировать запреты и другие альтернативные варианты, времени для этого предостаточно. „Нафтогаз“ уже испытывает некоторые неудобства в связи с тем, что приходится менять инвестпрограмму и закупать другое оборудование, более универсальное, чтобы быть готовыми к прекращению транзита российского газа через Украину. А украинская газотранспортная система устаревает, это нужно понимать. Что они будут делать, если „Газпром“ (по сути, единственный клиент) откажется от их газотранспортных услуг? И зачем они поднимают цены на транзит, тоже непонятно», — резюмирует Антонов.

Когда говорят, что нужно слезть с нефтяной иглы, то тут же норовят залезть на какую-нибудь другую, оружейную или сельскохозяйственную. Если хотим быть реально независимыми, нужно чтобы бюджет формировался из внутренних ресурсов, нужно делать так. чтобы продавать внутри страны было выгоднее, чем за бугор, а значит нужно отменять все льготы на экспорт, и в первую очередь возврат НДС.

Начинать строительство ни имея абсолютно никаких гарантий что его можно будет закончить это высший пилотаж.

Строить ТП надо хотя бы для того,что бы пошантажировать Европу для быстрейшего запуска "Северного потока-2",а то уж больно много они кочевряжатся,перебирая харчами за счет России,которая кормит руину на деньги выплачиваемые ей за транзит!А хохлы пользуясь монополией выставляют цену какую захотят и отлично паразитируют за наш счет!Так сколько можно кормить хохлов,пусть переходят на печенюшки нуланд.

"Хрен редьки не слаще"! В нынешних условиях геополитической нестабильности в том регионе, это огромный риск попасть в капкан Турецкой непоследовательности, с потерей огромных средств, в случае искусственного возникновения форс мажорной ситуации.

Актуальные вопросы

Популярные

Комментируемые

Поддерживаете ли вы инициативу, брать дополнительный налог с бездетных?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

  • Реклама
  • Об издательском доме
  • Онлайн-подписка на еженедельник АиФ
  • Пресс-центр
  • Магазин PDF-версий
  • Обратная связь
  • Модный магазин
  • СООБЩИТЬ В РЕДАКЦИЮ ОБ ОШИБКЕ

© 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.

Новое на AIF.ru