Оформление документов (CMR накладных счетов фактур) от поставщика из беларуси при транзитной торговле

Оформление документов (CMR накладных счетов фактур) от поставщика из беларуси при транзитной торговле

При международных перевозках оформляются различные транспортные накладные, в зависимости от вида транспорта.

Международной перевозкой товаров признаётся перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами Российской Федерации.

При осуществлении международных перевозок экспортно-импортного товара автомобильным транспортом оформляется международный эквивалент товарно-транспортной накладной (CMR).

Международная транспортная накладная является документом, установленным Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, которая подтверждает факт перевозки груза и расходы, понесённые в связи с этой операцией.

CMR составляется в трёх экземплярах, которые подписываются грузоотправителем и перевозчиком.

CMR должна содержать все обязательные сведения, предусмотренные для российской накладной:

дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т. д.; принятое обозначение характера груза и род его упаковки; платежи, связанные с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т. д.), другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза; инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов.

В ней могут также содержаться следующие сведения: указание на то, что перегрузка не разрешается; указание платежей, которые отправитель обязан оплатить; сумма платежа, подлежащего уплате при сдаче груза; объявленная стоимость груза; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена; перечень документов, переданных перевозчику.

Перед тем как подписать CMR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки.

При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам.

Перевозчик, принимающий груз, должен отметить своё наименование и адрес на втором экземпляре накладной.

Если он не удовлетворён их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки.

Если в накладной отсутствуют обоснованные перевозчиком оговорки, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз, его упаковка были внешне в исправном состоянии, число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали данным в накладной.

Вместе с CMR перевозчику передают отгрузочную спецификацию, фактуру-спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок для предъявления в случаях проверки.

Пятый лист – лист уведомления о прибытии груза, который сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом и грузом.

Международная товарно-транспортная накладная CMR применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

При отправлении груза с территории иных государств может применяться белорусская CMR-накладная, приведённая в Постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 № 23, или CMR-накладная страны получателя.

Об этом сказано в Инструкции по заполнению белорусского варианта международной товарно-транспортной накладной CMR, утверждённой данным Постановлением союзного государства.

В качестве документа, подтверждающего перемещение товаров автомобильным транспортом с территории Беларуси на территорию России, налоговые органы могут принять как белорусскую CMR-накладную, так и российскую CMR-накладную.

В Письме ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/[email protected] (п. 10 разд. 1.1.2) также указывается, что международная перевозка оформляется формой CMR.

В то же время делается оговорка, что при перевозке между странами СНГ может быть оформлена накладная по форме № 1-Т.

В Письмах УФНС по г. Москве от 11.08.2011 № 16-15/[email protected], от 04.08.2011 № 16-15/[email protected] сказано, что договор перевозки грузов и надлежащим образом оформленная транспортная накладная могут являться документами, подтверждающими расходы на перевозку груза, если оформление других документов не предусмотрено договором перевозки грузов.

При этом налоговики указали, какие разделы транспортной накладной обязательны для заполнения.

В частности, должны быть указаны данные о грузоотправителе и грузополучателе, о перевозимом грузе и сопроводительных документах, о приёме заказа (заявки) к исполнению, о перевозчике и его транспорте, о переадресовке доставки.

Таблица 1. Порядок заполнения граф CMR

Наименование и полный адрес (страна, город, индекс,
улица, номер дома, строения) фирмы-отправителя.
Если товар отправляется по поручению
контрактодержателя третьей компанией, то указывают
название этой организации и делают приписку: «По
поручению» («by order», «on behalf»).

Одно из этих наименований обязательно должно фигурировать в
инвойсе (счёте-фактуре, счёте-проформе).

Графа 6, 7,
8, 9, 10,
11, 12

Количество мест, род упаковки, наименование
товаров, коды ТН ВЭД по каждой группе товаров, вес
брутто. Данные этого раздела должны точно
соответствовать сведениям, которые указаны в
инвойсе и упаковочном листе. При большом количестве
наименований возможно указание объединённого
названия со ссылкой: «Расшифровку смотри
в инвойсе». Желательно указывать расшифровку веса
по каждому коду ТН ВЭД.

Таможенный орган получателя (таможня, таможенный
пост и код таможенного поста), склад временного
хранения или таможенный склад, его адрес и номер
лицензии (желательно с датой окончания срока
действия лицензии).

Регистрационные номера тягача и прицепа.

В общем случае, при торговле транзитом, когда организация поставляет товары покупателю не со своего склада, а со склада поставщика, оформляются две товарные накладные: от имени грузоотправителя и от имени транзитной организации.

По нашему мнению, в международной транспортной накладной (СMR), оформляемой фирмой-отправителем, в качестве «поставщика» и «грузоотправителя» поставщик указывает себя, в качестве фирмы-получателя – Вашего покупателя, в графе «Адрес места окончательной разгрузки товара» – склад организации (Вашего покупателя).

Поскольку CMR является только транспортной, а не товарной накладной, Ваша компания (оптовик) здесь не фигурирует.

Так как грузоотправителем является организация-поставщик, а грузополучателем выступает организация – конечный покупатель, то на СMR ставятся подписи ответственных лиц и печати именно этих организаций.

То есть, в случае осуществления транзитной торговли подписей лиц-представителей оптовой организации и печати предприятия-оптовика в транспортной накладной не будет.

Несмотря на это, оба пакета документов (как на приобретение товара, так и на его последующую реализацию) должны быть в наличии у Вашей Организации в обязательном порядке.

В Письме ФНС России от 29.06.2010 № ШС-37-3/[email protected] говорится о том, что при перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты предпринимательской деятельности (резиденты Республики Беларусь) оформляют CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 № 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «СМР» и Инструкции по её заполнению».

Дополнительно к CMR-накладной прилагается товарная накладная формы ТН-2, форма и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учётных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учётных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».

В общем случае представлять товарно-транспортную накладную ТТН-1 для декларирования импорта белорусских товаров не требуется.

Транспортным документом является международная товарно-транспортная накладная CMR, а товаросопроводительным – товарная накладная ТН-2.

Однако при наличии транзитной торговли необходимо будет получить у белорусской стороны также ТТН-1 (товарно-транспортную накладную).

Дело в том, что в ТТН-1 присутствуют как графы «Отправитель» и «Получатель», так и графа «Плательщик».

В первых графах указываются белорусский Поставщик и Ваш Покупатель соответственно, а в графе «Плательщик» указывается Ваша Организация.

В свою очередь Ваша организация, занимающаяся транзитной торговлей, также оформляет накладную ТОРГ-12, в которой указывает себя в качестве поставщика, покупателя – в качестве получателя и в качестве грузоотправителя – организацию, со склада которой поставляется товар покупателю.

Что касается проставления печатей и подписей при отпуске в товарных накладных, полагаем, что реквизиты «Отпуск груза произвёл» и «Груз получил» в Вашей ТОРГ-12 Вы не заполняете.

Следовательно, при заполнении белорусских транспортных документов (CMR, ТН-2 и ТТН-1) Грузоотправителем и поставщиком (как и в общем случае продажи товаров) является компания-поставщик.

В товарной накладной ТН-2 она отразит наименование своей организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты.

А в ТТН-1 Плательщиком будет Ваша компания.

А в роли грузополучателя – конечный покупатель, на чей склад и поступит товар.

При оформлении Вашей компанией накладной ТОРГ-12 (по договору купли-продажи между оптовой компанией и конечным покупателем) в роли грузоотправителя также выступит организация-поставщик (с чьего склада отгружается товар), в роли поставщика – Ваша компания, а в роли грузополучателя и покупателя – конечный покупатель.

То есть, в транзитной торговле в первичной учётной документации фигурируют вместо привычных двух участников сделки – трое.

Таким образом, Ваша компания должна представить поставщику все необходимые данные о конечном покупателе, чтобы тот смог заполнить первичные учётные документы по реализации.

Для наглядности отразим вышесказанное в таблице.

Строки в схеме указаны в той очерёдности, в которой они стоят в Товарной накладной (форма № ТОРГ-12).

Таблица 2. Порядок заполнения граф ТОРГ-12

Номер и дата договора
поставки, заключённого
между оптовой компанией и
покупателем

Оба пакета документов (как на приобретение товара, так и на его последующую реализацию) должны быть в наличии у организации оптовой торговли в обязательном порядке.

С 01.07.2010, при импорте товара из Республики Беларусь (участника таможенного союза), организации следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».

При импорте товара на территорию одного государства-участника таможенного союза (РФ) с территории другого государства-участника таможенного союза (Республики Беларусь) косвенные налоги (в данном случае – НДС) взимаются налоговыми органами РФ по месту постановки на учёт организации-собственника товара (ст. ст. 1, 3, 4 Соглашения, п. п. 1, 1.1 ст. 2 Протокола).

Налоговая база для исчисления НДС определяется на дату принятия на учёт организацией импортированного товара (п. 2 ст. 2 Протокола).

Дата принятия на учёт ввезённого товара определяется как дата отражения указанной операции на соответствующих счетах бухгалтерского учёта на основании первичных учётных документов.

Аналогичный вывод следует из Письма ФНС России от 15.05.2006 № ММ-6-03/[email protected]

Ваша организация представляет в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза, утверждённую Приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н, и соответствующие документы, перечисленные в п. 8 ст. 2 Протокола (п. п. 1, 4 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза, утверждённого Приказом Минфина России № 69н).

Счета-фактуры входят в список представляемых документов, только если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза (пп.4 п. 8 Ст.2 Протокола).

Письмо ФНС РФ от 10.05.2011 г. № АС-4-2/[email protected] комментирует данную ситуацию:

«Пунктом 3 Правил заполнения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, установленных Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, предусмотрено, что в графах 11 и 12 Заявления указываются номер и дата счёта-фактуры.

В случае если выставление (выписка) счёта-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена Таможенного союза, в графах 11 и 12 Заявления указываются реквизиты иного документа, предусмотренного законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором содержится стоимость импортируемого товара (в случае ввоза товара из Республики Беларусь – ТТН-1, ТН-2, любой другой документ, подтверждающий стоимость импортируемого товара.

При этом в случаях, предусмотренных законодательством государства-члена Таможенного союза, если отдельно документ, содержащий стоимость импортируемого товара, не составлялся, а составленный товаротранспортный (товаросопроводительный) документ содержит стоимость импортируемого товара, допускается указание в графах 9 – 12 Заявления сведений об одинаковом документе».

Что касается Ваших взаимоотношений с Покупателем, то следует обратить внимание на порядок оформления счетов-фактур при транзитной торговле.

В счетах-фактурах, выставленных Вами в адрес Покупателя, в строке «Продавец» указываются Ваши реквизиты, а в строке «Грузоотправитель и его адрес» указываются реквизиты Вашего Поставщика.

В строке «Покупатель» и в строке «Грузополучатель и его адрес» следует указывать реквизиты фактического получателя товаров, т. е. Вашего Покупателя.

При транзитной торговле для применения налогового вычета суммы НДС должны быть фактически уплачены поставщику.

Консультационного отдела Левенец Н.В.