Секреты калининградского транзита — как за $25-30 на поезде выехать в Европу? Очень вредные советы — Похождения по жизни

Думаю, что пришло время собрать воедино и популяризировать сей вопрос под названием "Калининградский транзит". Дело это давнее, и, не без гордости должен заметить, что я, ваш покорный слуга, был одним из первых, кто этот самый "транзит" в полной мере "раскрыл" для общественности еще в 2002 году. Краткий смысл таков — как выехать из России в Европу максимально дешево, на поезде, по цене в $25-30 из Москвы и Санкт-Петербурга. И второй вопрос — как вывезти за пределы России денежные средства, происхождение которых вы не сможете подтвердить документально для таможенных органов.


Карта пограничных переходов Калининградской области РФ. Отдел туризма Калининграда (с).

Краткая история вопроса

Калининградская область была создана благодаря Потсдамскими соглашениями от 1945 года, и подписано между СССР, США, и Великобританией. Северная часть принадлежавшей Германии Восточной Пруссии была присоединена к Советскому Союзу, а южная часть была включена в состав Польши. В качестве административного центра области был выбран Кенигсберг, переименованный позднее в Калининград, в честь довольно бездарного "всесоюзного старосты" Калинина.

После восстановления независимости всех трех Прибалтийских государств, Калининградская область России стала своего рода эксклавом, отделенным от всей остальной Российской Федерации на 800(!) километров и двумя государствами — Литвой и Белоруссией. Подробнее о границах Калининградской области здесь. С получением Литвой независимости, возник вопрос российского транзита в Калининград. Немало копий было сломано в вопросе регулирования проходящего через территорию Литвы в Калининградской область военного и гражданского транзита. И во все последующие годы все связанное с транзитом было чрезвычайно непросто. С вступлением Литвы в Евросоюз, Шенген и НАТО ситуация еще более усложнилась. Хотя, куда уже сложнее?

С 1995 года режим транзитного проезда российских граждан через территорию Литвы регулировался так называемым "Временным соглашением о взаимных поездках граждан обоих государств". До 2003 года данное соглашение ежегодно продлевалось обеими сторонами. Соглашение разрешало постоянно проживающим в Калининградской области российским гражданам следовать через Литву и до 30 дней находиться на её территории без виз. Кроме того, визы также не требовались для российских граждан, следующих поездами через территорию Литвы из России в Калининград и обратно. Тем самым визы не требовались и для граждан Литвы, следующих в Калининградскую область. Но в то же время согласно общему порядку ЕС, т.е. Шенгенскому договору, граждане России при пересечении границ государств ЕС были обязаны иметь визы. Консенсус был найден, и в выразился в соответствующем соглашении о Порядке проезда в Калининградскую область через Литву (сайт МИД РФ).

Исходя из упомянутого соглашения, российские поезда следующие через Литву в Калининград, пользуются своего рода "льготой", дающей право для следующих в этих поездах россиян (да, только россиян!) получить транзитную литовскую визу автоматически (называемую УПД-ЖД), не обращаясь в консульство. Но это относится исключительно к следующим поездам:

— 29/30 Москва — Калининград — Москва,
— 149/150 Москва — Калининград — Москва,
— 79/80 Санкт-Петербург — Калининград — Санкт-Петербург, —
259/260 Анапа — Калининград — Анапа,
— 525/526 Челябинск — Калининград — Челябинск,
— беспересадочный вагон Мурманск — Калининград — Мурманск

Как система работает?

Итак, схема работает следующим образом. Вот я подумал, начать это предложение со слов "Схема работает через жо**, как и любое российское начинание"? Думаете стоит высказать от всей души? Ладно, не будем. Ведь, как говорил незабвенный Виктор Черномырдин "Хотели как лучше, а вышло как всегда". Итак, по правилам (см. правила РЖД ) правом проезд на поезде между Калининградской областью и Россией имеют право граждане: имеющие визы литовской республики, имеющие вид на жительство в Литве, имеющие УПД ЖД. Далее закон гласит, что "Для российских граждан поездка осуществляется при наличии упрощенного проездного документа на железной дороге (далее УПД-ЖД) — для разовых поездок в Калининградскую область и обратно транзитным поездом." Все. Точка. Сейчас поясню, в чем очевидный казус.

Фактически, при покупке билетов в Калининград, железнодорожные кассы понимают правила буквально, и категорически настаивают на оформлении любому пассажиру упомянутого УПД-ЖД. Даже если у вас есть шенгенская виза, либо двойное гражданство допускающее безвизовый въезд в Шенген. Нет, вам все равно оформят УПД-ЖД. В итоге получается так, что покупая билет ваши данные автоматически пересылаются в консульство Литвы и вам оформляется транзитная виза исходя из УПД-ЖД. Но у вас при этом уже была литовская туристическая виза, зачем же вам еще одна? Правильный вопрос. Она вам не нужна. Но хотели то как лучше! По крайней мере, пять раз проехав на поезде №149 из Москвы в Калининград и обратно, мне так ни разу и не удалось втолковать кассиршам при покупке билетов, что мне не нужен УПД-ЖД. И каждый раз я его получал, и ни разу не использовал, поскольку в Литву въезжал используя свое второе гражданство. Бюрократия крепчала. Впрочем, это они себе создают лишнюю бумажную волокиту, а не нам.

Часть первая — как выехать из России в Европу на поезде за 25 долларов?

Смысл таков. Поезда следующие из России в Калининград не считаются международными. Хотя и фактически следуют через территорию двух государств — Белоруссии и Литвы. При этом, для вас этот самый поезд будет считаться международным в части стоимости билета, если вы купите билет до Вильнюса. Да, именно так. Поезд идет по маршруту Москва / Санкт-Петербург — Минск — Вильнюс — Калининград. Но билет до конечной станции будет на 50% дешевле, чем до Вильнюса. Вот такая тарифная политика РЖД. Нам ее (политику) не переделать, но в наших силах обойти ценовую дискриминацию и добраться до Вильнюса в полтора раза дешевле, чем туда стоит билет. Как? Очень просто. Купив билет не до Вильнюса, а до ближайшей к границе станции Калининградской области, города Нестеров.

Цены получаются вот такие:
Москва-Вильнюс плацкарт — 2258 рублей
Москва-Нестеров ч/з Вильнюс плацкарт — 1257 рублей
Экономия 1000 рублей за дорогу в каждом направлении, или 2000 рублей в обе стороны.

Представим. Вы едете путешествовать по Европе. У вас есть шенгенскя виза (либо второе гражданство). Но авиаперелеты из России очень дорого. Не любят Россию европейские лоукосты, уж больно велики коррупционные издержки. Зато из Вильнюса и Каунаса летает несколько предельно дешевых авиаперевозчиков: Ryanair. WizzAir. Air Baltic. Snowflake. Stockholms Planet. LAL. Таким образом, добравшись до Литвы, вы можете далее улететь в любую точку Европы за смешные деньги. К примеру, в последний раз я летел через Каунас на Ryanair в Лондон и далее в Марокко. В обе стороны из Каунаса заплатил менее 100 евро. За 4 перелета. Прибавим сюда проезд до Литвы и обратно в калининградском поезде, это еще 40 евро в обе стороны в плацкарте. Итого, Москва — Лондон — Марокко — Москва (рассказ о поездке, который назвал "Форпосты Гибралтарского пролива ") обошлось в 140 евро. Неплохой результат, согласитесь? Это примерно вчетверо дешевле, чем лететь в Марокко из Москвы. Вот и вся математика.

Схема ваших действий:

1. Покупаете билет на поезд до станции Нестеров Калининградской области. Скорее всего наличие у вас литовской визы не убедит кассиршу не оформлять вам УПД-ЖД, ну и бог с ней. Пусть делают. Уже в поезде через вагоны проходит представитель МИД Литвы и раздает транзитные визы на отдельном листочке. У них список всех пассажиров.

2. Госграница на белорусской станции Смаргонь. Белорусы ставят выездную печать в российский загранпаспорт. Спросили куда еду — ответил, что в Нестеров. Здесь не стоит говорить, что ваши истинные намерения — сойти в Литве. Ибо в таком случае подвергнетесь таможенному досмотру. Вас заподозрят в попытке вывезти из России денежные средства. Об этом подробнее расскажу ниже.

3. Поезд трогается, и переезжает на литовскую пограничную станцию Кяня (Kena). Вот здесь важный нюанс. Здесь критически важный момент. Литовцам вы даете свой заграничный паспорт с обычной визой, либо второй паспорт, который безвизовый в Шенген! Ни в коем случае не УПД-ЖД, иначе вас не выпустят из поезда в Вильнюсе. Уберите вашу УПД, или выкините его в мусор. Главное — никому его больше не показывать.

4. Вокзал Вильнюса. Остановка на 20 минут Пассажиры, имеющие билеты до Вильнюса — выходят. На выходе никто ваши билеты не сверяет и не проверяет. Вы выходите на перрон, переходите через мостик к зданию вокзала. И тут литовский паспортный контроль. Фактически, контроль уже был на пограничной станции Кena, но здесь еще раз проверяют печати о въезде, дабы не выпустить в город тех, кто не имеет литовских виз и едет в Калининград. Итак, они берут ваш паспорт с визой, проверяют въездную печать и пропускают в город. Вот вы и в Литве!

5. Проводницы. Им, по большому счету — все равно. Главное сдайте им белье. Фокусы с билетами до Нестерова — давно им известны. Каждый третий (по словам проводниц) гражданин Литвы едет именно по такому билету, а выходит в Вильнюсе. Сэкономить все хотят, и трезвенники и язвенники (с).

Как ехать в обратном направлении, имея билет Нестеров — Москва / Санкт-Петербург?

Исходя из правил РЖД вы должны уведомить по телетайпу(!) ту станцию, где будете садиться по ходу движения поезда. Иными словами, непонятным образом слать непонятно кому телетайп в Вильнюс. Очевидная чушь. А с билетом из Нестерова скорее всего не посадят на этот поезд, если вы придете на посадку в Вильнюсе.

Из этого мораль. С учетом того, что Ryanair летает из Каунаса, то проще всего сесть в Каунасе на электричку до пограничного с Калининградской областью Кибартая (ехать 1 час 15 минут), пешком перейти границу через КПП Чернышевское, и далее каждые полчаса ходит "Пазик" оставшиеся 10км до Нестерова. Я именно так и ездил. Технически не проблема. Граница расположена прямо посредине Кибартая, и делит городок между РФ и Литвой. Переход виден со станции, до него 5 минут пешком.

Возражения и вопросы

Как и в любом деле, далеко не все и не всегда очевидно. Вопросы неизбежны. Плюс, некоторые сугубо индивидуальные ситуации, выходящие за рамки рассказанного выше. На некоторые вопросы я отвечу:

>>>Если у вас УПД-ЖД, то вам запрещается выходить в Литве, это нарушение пограничного режима!

Но вы то въезжаете не по УПД-ЖД, а по действующей литовской визе! В этом вся соль. Литовскому пограничнику вы даете не УПД-ЖД, а загранпаспорт с действующей визой. А УПД-ЖД даже не достаете из кармана. Соответственно, никаких законов вы не нарушаете. Ибо при наличии действительных документов для посещения Литвы (а литовская виза в вашем паспорте — есть действительный документ для посещения Литвы) — вы вправе покинуть поезд. Никаких нарушений. Тот факт, что вам буквально "насильно" оформили УПД-ЖД в кассе РЖД, хотя вы настаивали на наличии у вас шенгенской визы — это не ваша проблема.

>>>Проводница может не выпустить из вагона, а калининградские вагоны "опечатываются"!

Неправда. Пассажир вправе покинуть поезд на любой станции следования, будь то Вязьма, Минск, Вильнюс, или любой другой город по маршруту. Вагоны не опечатываются. Более того, вы увидите, что треть вашего вагона выходит как раз в Вильнюсе.

>>>После того как прибалты вошли в шенген — правила транзита слегка изменились, и теперь если клиент получил на руки УПД-ЖД — он обязан его использовать!

Никто не вправе заставить гражданина использовать полученную визу. Вы ее получили? Получили. Но ни одна страна мира не заставит вас посетить ее (страну) только лишь потому, что они вам выдали визу. Полученная виза — это право, а не обязанность туриста выехать в данное государство. И только вам решать, пользоваться визой, или не пользоваться.

>>>Литовское консульство не любит тех, кто не использовал свой УПД-ЖД, и могут возникнуть в будущем проблемы с получением Шенгена.

На мой взгляд, это мнение из разряда "Визовых легенд". Консульства в принципе не работают с критериями "Люблю-не люблю". У них есть правила. Если вы эти правила нарушите — вам не выдадут визу. Факт не использования визы не является нарушением визового режима.

В качестве десерта для контрабандистов

Пересечение Литвы на Калининградском поезде не является с точки зрения таможенного законодательства пересечением таможенной границы. Иными словами, вы можешь абсолютно законно везти с собой практически неограниченные суммы наличности (либо чеков), и никто при выезде с территории Белоруссии (состоящей в таможенном союзе с РФ) не вправе требовать оформления таможенной декларации. Далее схема проста — во время 20-и минутной остановки в Вильнюсе вы сходите с поезда. Вместе со всем тем "багажом", что вы везли в Калининград.

January 13th, 2009. 10:33 pm

Немного не в тему. Насколько понимаю по азии и востоку вы тоже не мало помотались. не подскажите две вещи
1 Есть ли простой способ попасть в Афганистан (с Израилем проблем нет там не был) возможно есть какой нгибудь способ оформить транзитную визу?
2 Что можите сказать о Узбеко-Таджикской границе

January 14th, 2009. 07:08 am

Насколько я знаю, довольно легко получить афганскую визу в соседних с ним Таджикистане, Узбекистане, или Казахстане. Некоторым это удавалось в Москве, но с большим трудом и путем собирания массы бумажек. Собственно переход границы предельно прост. Из Душанбе едете прямой маршруткой до границы в местечке Нижний Пяндж. Ехать примерно 4 часа. Там раз в час ходит баржа в афганский Шерхан. И еще, насколько я помню, начинали строить мост, вероятно уже и мост готов. Итого, самое главное — получить визу — дальше будет проще 🙂

Александр, по вашему повествованию выходит что УПД-ЖД в приниципе не нужна и ее можно сразу выбросить? А, если, предпожим, я еду действительно в Калининград и шенгена у меня нет, то белорусы ставят в загран печать, а литовцы в упд, в загране отметок не оставляют?

January 14th, 2009. 08:21 pm

Смотрите. УПД-ЖД нужен тем, кто действительно едет в Калининград, и при этом не имеет шенгенской визы в паспорте. Белорусы вам поставят печать в любом случае, вне зависимости от наличия УПД-ЖД, а вот литовцы ставят печать не в загранпаспорт, а на УПД-ЖД. Если вы едете без УПД-ЖД, но с шенгенской визой — литовцы поставят вам печать в паспорт.

January 15th, 2009. 02:57 am

А в Черняховске УПД не навязывают.
Если есть шенген, то оч.хорошо — меньше мороки.
Правда, при покупке билета кассир проверяет действительно ли есть виза.
Видимо, впаривание УПД — это «материковая» болезнь. в самой Калининградской области у многих есть польские мультивизы и им, соответственно, этот УПД нужен только если они действительно едут «из РФ в РФ» и не хотят тратить на этот транзит визовые дни.

И, кстати, на обратном пути ещё имеет смысл рассмотреть вариант Вильнюс-Белоруссия-Москва (не через Нестеров).
В Белоруссии больше выбор поездов до Москвы, и ,соответственно, цен на них.

January 15th, 2009. 07:30 am

Отлично, что в Кал.области гораздо меньшие бюрократы в кассах, чем на метрике. Касаемо проверки кассиром наличия шенгенской визы. а что, если человек ее еще не получил? Покупает билет заранее, скажем за 2 месяца до поездки, а визу будете делать недели за две. Иными словами, визы у него на момент покупки билета не будет и, значит, на момент собственно поездки на руках и будет и шенгенская виза, и УПД. И опять пришли к началу разговора 🙂

И уже упоминавшийся момент — как быть тем, у кого двойное гражданство. Таких тоже немало. Им виза в Шенген не нужна, но кассир в обычной ж.д кассе не может знать физически, нужна ли гражданину виза в Литву по второму паспорту. И ему пол умолчанию «навяжут» УПД, которым он все равно не воспользуется.

Думаю, что в итоге, по мере роста числа неиспользованных УПД-ЖД, литовцы этот вопрос поднимут неизбежно. Скажем, когда, каждый четвертый пассажир будет получать УПД, садиться в поезд, но въезжать либо с обычной визой, либо с иностранным паспортом. Пока, судя по всему, таких случаев не особенно много.

July 12th, 2009. 09:51 pm

Пару лет назад ездил таким образом, туда и обратно (билеты были до Гусева и от Гусева, чтобы не светить примелькавшийся Нестеров, цена та же но только один поезд там останавливается), причем в Вильнюсе без проблем сел на поезд. Хотя экстрим был — время 22 с копейками, у меня в 00-00 виза кончается, на входе на перрон визу уже заштамповали по выезду, а я не знаю — посадят или завернут. Литовский приятель пока я не сел в поезд на машине дежурил — чтобы при худшем раскладе докинуть меня до ближайшего погранперехода, если вырвусь назад (у него мультяшка белорусская была — жена оттуда и родни там море).

Но в общем доехал. Без особенных проблем. А в прошлом году ехали командой и надо было попасть как можно раньше в Вильно, в результате ехали на 5-м поезде, он раньше заметно приходит чем калининградский на который еще билеты были.

Как поеду в этом году (если поеду) — не знаю пока. Если повезет, будет уже мультяшный Шенген, все может оказаться проще. Может в Кениг мотнусь на обратном пути, посмотреть.

January 14th, 2010. 10:52 am

В сентябре ездил на Янтаре с билетом до Нестерова, без проблем. В Минске сказал проводнице что из за изменившихся планов выйду в Вильнюсе — никаких нареканий.

August 23rd, 2009. 04:53 pm

Интересная статья! Море полезной и детальной информации.

Вопрос: с точки зрения риска покупки билета до Нестерова и выхода в Вильнюсе — какова его доля, доля риска??

August 23rd, 2009. 05:17 pm

Коллега, ну как же я могу вам давать гарантии и оценивать степень риска. -)))
Серьезно. Это же дело такое, от лукавого.
Скажу одно — ездил трижды, никаких проблем.

August 24th, 2009. 01:18 pm

Собираюсь въехать в РФ по российскому (есть ещё и польский и даркон)загранпаспорту.Из Москвы есть намерение проведать Кенинг.и через пару дней вернуться в Вильно с последующим перемещением в Сирию,оттуда в Москву и вылет в Израиль.Хотелось-бы взглянуть на эту ситуэшн вашими действиями.Если не затруднит!
Ещё одна деталька касаемо польского(шенгенского)паспорта:он выдан консульством в Израиле и в нём это отражено в графе»кем выдан».Что можно предпринять,если эта запись компрометивна,для посещения Сирии?Если я,(будучи в или Вильно)потеряю его,как много времени займёт получение нового?Зачитываюсь вашей одиссеей и нахожу много поучительного.По-жизни я бродяга,но слишком рано родился и боюсь не успею повидать всё,о чём мечтал.

August 24th, 2009. 01:27 pm

Вам необходимо вьехать в РФ по даркону, поскольку в противном случае вам придется в Кениг лететь, а не ехать, ибо поезда идут через Беларусь, и туда вам нужна виза что по польскому, что по даркону. Если же вы полетите из Москвы в Кениг, то вопрос отпадает.

Что касается Сирии — все хуже. Вам нужен паспорт, выданный не угодно, только не в Израиле. Сможете ли вы по-быстрому получить новый паспорт в Вильнюсе, «потеряв» старый? Не факт. И уж точно не быстро. Это будет решать польское консульство в Литве, и как правило все это очень муторно и долго.

Кроме того, с польским паспортом в Сирию нужна виза! Это только граждане бывшего СССР могут получить сирийскую визу на границу. А поляки делают визы заранее в консульстве Сирии в Варшаве.