SOFTLAND SYSTEMS — автоматизация компаний

Изменения в работе со счетами-фактурами по авансовым платежам.

С 1 января 2009г. для всех плательщиков НДС Федеральным законом РФ от 26.11.2008г. № 224-ФЗ с 01.01.2009г. предусмотрены изменения, касающиеся учета НДС с авансовых платежей. Суть изменений в том, что поставщик обязан в случае получения оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок выставить покупателю счет-фактуру в течение пяти календарных дней с момента получения оплаты. Покупатель, в свою очередь, может принять к зачету НДС, уплаченный в авансовом платеже, в том налоговом периоде, когда произведен платеж.

В соответствии с принятым законом в счете-фактуре, выставляемом покупателю на перечисленный аванс, в обязательном порядке необходимо указывать наименование товаров (работ, услуг), в счет поставки которых перечислен аванс.

Соответствующие поправки должны быть внесены в постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914. В частности, должна быть принята новая форма счета-фактуры, выставляемого на авансовый платеж. Поскольку эти поправки не приняты и не опубликованы, форма счета-фактуры в программе является временной.

Рассмотрим порядок оформления документов и работы в SLS-программах для фирмы-поставщика и фирмы-покупателя.

Фирма-поставщик при получении аванса под предстоящую поставку товаров (работ, услуг) выставляет покупателю счет-фактуру на сумму аванса и регистрирует этот счет-фактуру в книге продаж.

После отгрузки товара (работы, услуги) покупателю, поставщик в обычном порядке оформляет счет-фактуру на отгрузку и регистрирует его в книге продаж. Одновременно производится корректировка (сторнирование) ранее начисленных по авансовому платежу сумм налога. Для этого поставщик должен отразить счет-фактуру, выписанный ранее на полученный аванс. в своей книге покупок.

В настоящий момент в программе не реализовано автоматическое сторнирование счетов-фактур по авансовым платежам, однако в дальнейшем, после внесения изменений в Постановление Правительства РФ №914 от 02.12.2000г. планируется сделать это.

В SLS- программах предлагается следующий механизм работы поставщика с авансовыми платежами:

— Оформить счет покупателю на сумму предстоящей поставки товаров.

— В счете зарегистрировать платеж, поступивший от покупателя, или выполнить частичную привязку имеющегося платежа к документу. В описании платежа должен быть включен флажок Аванс. При включенном флажке платеж считается авансовым и будет надлежащим образом включен в книги продаж и покупок.

— В карточке счета в списке платежей на вкладке Счет-фактура оформить соответствующий счет-фактуру по платежу, указав в заголовке «Включать в книгу продаж». Счет-фактуру можно оформить как по целому платежу, так и по частичной привязке платежа к счету. При печати счета-фактуры по платежу в основании оплаты будет указан документ (счет, по которому оформлен платеж, или к которому выполнена частичная привязка), дата документа, и перечислены все товары и услуги, указанные в качестве позиций счета.

— При регистрации счета-фактуры по авансовому платежу в книге продаж все суммы берутся из этого счета-фактуры и проставляются в соответствующих графах. При этом в графе 1 (Дата и номер счета-фактуры), кроме номера и даты, печатается слово «оплата».

— Далее, в момент отгрузки товаров нужно выписать расходную накладную на отгруженные товары, и по накладной обычном образом оформить счет-фактуру на отгрузку, указав в заголовке «Включать в книгу продаж ». Этот счет-фактура также отразится в книге продаж.

— Счет-фактуру на полученный аванс необходимо зарегистрировать в книге покупок. Для этого надо оформить приходную накладную с типом «В книгу покупок«. Добавить в эту накладную столько позиций, сколько имеется засчитанных при реализации авансовых платежей.

По каждой позиции:

— установить признак Сторнирование аванса ;

— установить признак Вкл. задающий добавление суммы строки к сумме документа;

— заполнить наименование позиции (наименование покупателя и запись «вычет по авансу»);

— ввести сумму позиции, равную сумме платежа;

— Оформить счет-фактуру по данной приходной накладной, указав в заголовке «Включать в книгу покупок ». При этом счет-фактура на аванс будет зарегистрирован в книге покупок. При печати такого счета-фактуры ставка НДС берется из позиций накладной.

Фирма-покупатель после совершения оплаты под предстоящую поставку товаров (работ, услуг) получает от поставщика счет-фактуру на сумму аванса. Покупатель имеет право занести счет-фактуру в книгу покупок, но делать это необязательно. Если оплата и отгрузка товаров (работ, услуг) совершаются в одном налоговом периоде, покупатель может регистрировать в книге покупок только счет-фактуру, полученный при отгрузке.

После того, как покупателю будут проданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), покупатель получает счет-фактуру на отгрузку и регистрирует его в книге покупок. Если счет-фактура, оформленный на авансовый платеж, был включен в книгу покупок, после получения счета-фактуры на фактическую отгрузку товаров нужно произвести сторнирование аванса, то есть счет-фактуру на авансовый платеж зарегистрировать в книге продаж.

В SLS- программах предлагается следующий механизм работы покупателя с авансовыми платежами:

— Оформить платеж поставщику, произведенный под предстоящую поставку. В описании платежа включить флажок Аванс .

— У платежа на вкладке Счет-фактура оформить счет-фактуру. Для оформления счета фактуры необходимо, чтобы в карточке поставщика были заполнены реквизиты для счетов-фактур. Если предполагается включить счет-фактуру в книгу покупок. в заголовке следует указать «Включать в книгу покупок ».

— Далее, после отгрузки товаров и получения счета-фактуры на отгрузку от поставщика создать приходную накладную на полученные товары и по ней обычным образом оформить счет-фактуру, указав в заголовке «Включать в книгу покупок ».

— Оформленный ранее авансовый платеж поставщику «привязать» к приходной накладной.

— Если счет-фактура на аванс, полученный от поставщика, был зарегистрирован в книге покупок, его необходимо зарегистрировать в книге продаж. Для этого нужно оформить расходную накладную с типом «В книгу продаж«. Добавить в эту накладную столько позиций, сколько имеется засчитанных при реализации авансовых платежей.

По каждой позиции:

— установить признак Сторнирование аванса ;

— установить признак Вкл. определяющий добавление суммы строки к сумме документа;

— заполнить наименование позиции (наименование продавца и запись «вычет по авансу»);

— ввести сумму позиции, равную сумме платежа;

— Оформить счет-фактуру по данной расходной накладной, указав в заголовке «Включать в книгу продаж ». При этом счет-фактура на аванс будет зарегистрирован в книге продаж. При печати такого счета-фактуры процент НДС берется из позиций накладной.